БОЛЬШОЕ письмо в защиту Потеряшек.

Письмо публикуется с разрешения автора Alla Tuzhilkina tav@psbank.ru, Web Page "Такса с утилитарной точки зрения" который его отправил в замечательную эху для мам и пап ru.baby.

Доброго времени суток, Мамочки и Папочки!

Когда ребёнок всё время всё теряет - это пытка не только для родителей, но и
для него самого! Я по жизни - растеряша и уже, похоже, ничего с этим не
поделать. Поэтому хочу поделиться с Вами своими детскими впечатлениями.

Дети теряют свои вещи, наверное, по разным причинам. Но не специально! (хотя
и такое бывает - но это уже не потеряйство, а совсем другая песня). Поэтому
напутствовать ребёнка, идущего в школу, фразой "Только, пожалуйста, ничего
не теряй" - бессмысленно и только добавляет дитю нервов, особенно, если он
всё-таки что-то потеряет. Дошло до того, что уже учась в институте я ходила
в любую погоду без зонтика - чтоб не потерять %) Я постоянно пересчитывала
все свои сумки-пакетики-тетрадки, но как показала практика, от этого стало
только хуже. Видимо, чаша моего терпения переполнилась и я решила - пусть я
хоть всё потеряю, но больше не буду ходить с постоянным страхом - с тех пор
я почти ничего не потеряла! Но такое решение я смогла принять только став
взрослой, ребёнок же слушает маму.

Почему мы что-то теряем или забываем? Потому что в какой-то момент наше
потеряйское внимание сосредоточено на чём-то другом. Происходит небольшое
"замыкание". Например, мне нельзя торопиться при сборах. Вообще. Проверено
тысячу раз. Причём в понятие "торопиться" может входить очень многое. От "ну
что ты так долго возишься" (это вообще труба полная - кроме мысли "успеть"
вообще ничего в голове не остаётся) до "ты сегодня вовремя с работы
уходишь?" (сказанное за 5 минут до шести).

Как бороться?
1. Выделить причину.
У каждого она своя. У меня, видимо, боязнь "не успеть". Теперь я просто
предупредила об этом всех своих друзей. К счастью, народ отнёсся с
пониманием (ха, куда они денутся, я же их с работы на машине подвожу, а мы
уже дотопали один раз до стоянки без ключей от машины, а второй раз - без
очков %))

2. Придумать массу всяких способов, облегчающих жизнь Потеряшки.
Постоянная дума "ничего не забыть" пользы не прибавляет! Лучше всего -
конкретные действия. Итак

- ручка, карандаш и прочая мелочь - только по одному экземпляру! За одной
ручкой следить легче, чем за двумя. Дома может быть тонна запасных, но
лучше, если ребёнок об этом знать не будет. %)

- завести пенал с резиночками (маленький!) и заполнить его весь - т.е. к
концу урока, когда надо собрать свои вещички с парты, ребёнок будет знать,
что в каждой резиночке должно что-то быть и если пенал заполнен - он ничего
не потерял. (для особо рассеянных под широкие резиночки можно добавить
надписи "циркуль", "линейка" и т.д.)

- желательно, чтобы количество сумок всегда было одно и то же. Если все
школьные предметы умещаются в один ранец - значит, только с ранцем и ходить,
никаких пакетиков. Возможно, что и физкультурная форма туда поместится %)
Или, наоборот, приучить ребёнка, что у него ВСЕГДА есть и ранец и пакетик (в
пакетике или сменка или физкультурная форма или чертёжная доска). Со
временем рука привыкает, что в ней что-то есть. Я, например, чувствую себя
намного спокойней и уверенней, когда "всё моё ношу с собой" :))

- не покупайте дорогих мелочей (а также спортивной формы и сменной обуви).
Чем проще будут эти вещи, тем меньше и вы и ребёнок расстроитесь, если они
всё-таки потеряются. И в ранец (если ребёнок и его в состоянии потерять) и в
сумочку (если ребёнок носит форму или сменку) кладите листочек с домашним
телефоном (жетон, бирку, нашивку). Есть шанс, что потерянную вещь вам вернут
(у меня так было - забытую на остановке сумку с тетрадями какая-то тётенька
привезла в школу, прочитав на тетрадках номер школы и класс!).

- составьте минимальный список "самых важных" вещей, о которых нужно
помнить, выходя из дома (из школы). У меня это: очки, ключи (от машины и от
дома), деньги, пропуск на работу. Для ребёнка будет актуален проездной (если
он ездит в школу на общественном транспорте), сменная обувь (если по
правилам школы он должен носить её туда-сюда), лекарства (если ему что-то
нужно принимать регулярно), ну и т.д. Обычно, такой мини-список не превышает
3-5 предметов и если заучить его как "Отче Наш", то проверка боевой
готовности перед выходом из дома или из школы будет очень быстрой и
действенной.

- Ключи. Обязательно включите их в "мини-список". Для ключей заведите
кармашек в портфеле (желательно отдельный), в котором кроме ключей ничего
храниться не будет или закрепите их в портфеле на длинной цепочке, чтобы
ключи не надо было из портфеля доставать, чтобы открыть дверь. Обменяйтесь
дубликатами ключей с соседями (с хорошими соседями!). Когда мы с братом были
маленькими, бабушка сделала нам на дверь лозунг "Отправляясь в дальний путь,
ключ от двери не забудь!" и подпись Христофор Колумб. :))))

- Ключи (и прочая мелочь) теряются, когда ребёнок вываливает содержимое
сумки на стол в поисках нужной вещи. Пусть для тетрадей будет папка, для
мелочей - пенал, для ключей - отдельный кармашек. Чем реже вещь вынимается
"не к месту", тем больше у неё шансов остаться с Вашим ребёнком!

3. И, наконец, не высмеивайте и не пилите ребёнка, если он всё теряет.
Подумайте, что будет лет через 30. Он повзрослеет и научится следить за
своими вещами, а вот Вы состаритесь и Вам это делать будет знаачительно
сложнее.
У моего папы было жёсткое правило - всё должно быть "на месте". В моей
комнате был полный бардак. Но в любом бардаке я чётко знала, где что МОЖЕТ
лежать и приблизительно с третьей попытки находила желаемое %) Мне так было
проще. Сейчас папе уже много лет. Он продолжает класть всё "на место", но
... уже не помнит, на какое именно! И теперь я его утешаю, убеждаю, что это
не страшно. И мы вместе ищем очки или отвёртку. И хором отбиваемся от мамы.
Она на 10 лет младше папы. У неё всё ещё впереди! :))))))