Родительский опыт


Ролевые игры с малышами



Е.О. Смирнова Психология ребенка М. 1997г.
РАЗВИТИЕ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ "Скачать статью"

(По материалам форумов сайта 7я.ру)


от Мария Д.
maria@naturalmath.com 25.12.2000 20:59:44
Вот одна из наших с дочкой игр, к примеру...
-----
Мы тут как раз мучались, как объяснить некоторые феномены детских площадок и т.п.:-)

Началось с обычной ролевой "понимательной" игры: в очередном детском фильме фея сначала угрожала персонажу "за плохое поведение", потом выполнила свою угрозу (наказала его, значит), потом его "уговорили" извиниться и потом фея наказание сняла. Мы, значит, раз двадцать (по просьбе дочки) играли потом в плохую фею (я ей угрожала, она делала, что "фея" просила не делать, я ее "наказывала", чисто символически, конечно, скажем, нацепляла платок какой-нибудь, она извинялась, я убирала платок). Потом я подумала, что неплохо бы хоть хорошую фею ввести для контраста, которая проблемы решает ко всеобщему удовольствию :-). Поиграли и в хорошую фею, дочка стала выбирать, то играть в плохую, то в хорошую (разные способы решения одной и той же проблемы). Потом мне подумалось, что плохая фея очень глупая, раз она никак не может добиться своего (персонаж продолжает делать именно то, что его просят не делать, несмотря - или благодаря - повторяющимся наказаниям) - очень, кстати, реалистично получилось :-(((( Тогда я ввела умную плохую фею, которая и добивалась своего, и еще и делала плохо людям. Например, она хотела, чтоб "зайчик" убрал книги, и говорила: "Я тебя накажу, если ты будешь убирать книги". Таким образом, она и добивалась своего, и еще и делала потом плохо персонажам. Конечно, я проговаривала всю ситуацию заранее, и желания феи, и все остальное... На этом месте я стала путаться в феях, и мы их организовали в матрицу: нарисовали рожицы (добрых и злых разными цветами) хорошие умная и глупая, плохие умная и глупая :-) Потом долго еще в этих фей играли, говорили о манипуляциях и т.п. Добрая умная может и добиться своего и всем сделать хорошо. Добрая глупая плохого не делает, но своих целей не достигает. Злая глупая делает плохо, но целей своих не достигает. Злая умная делает плохо и еще достигает свои (вредные?) цели. Вопросы, вроде, какая из злых опаснее :-)

Больше всего меня поразило, что потом было. Играем мы, значит, в плохую фею (в сто пятый раз), и вдруг дочка разбивает цикл (pattern). То есть она НЕ делает то, за что ей угрожали "наказанием" (делает наоборот, делает именно то, что фея хотела!), а потом с очень спокойной, соболезнующей (я знаю этот вид очень хорошо), даже заботливой улыбкой приносит "фее" коробку своих любимых игрушек, говоря что-то вроде: "Возьми, успокойся, фея!". Тут фея сразу превратилась в добрую :-)
Вот такие игрища...


от Мария Д.
maria@naturalmath.com 26.12.2000 17:35:14

Ну вот еще несколько игр... Может, чего пойдет :-) А про абстракции - детям они не нужны, хотя, конечно, чтоб игру придумать, приходится "работать" на уровне абстракций и понятий...

Заметь эмоции. Можно в мультфильме, можно в толпе, можно на домашних и друзьях и на площадке. Просто: у кого какая эмоция. Посложнее: записывать, делать таблицу: скажем, каждый раз, как видишь "радость", ставишь галочку напротив. Мы такие исследования делали с мультфильмами. В "Гадком утенке" насчитали тринадцать разных эмоций, в основном грусть и страх. В "Томе и Джерри" всего четыре эмоции... Можно заранее создавать "гипотезу" (у дочки любимое слово сейчас), какие эмоции в основном увидишь - в магазине, на каруселях, в кино... Очень интересно, особенно родителям (на каруселях очень много горя).

"Эгоцентризм". Вот буквально минуту назад играли :-) Маленьким детям, так же как и взрослым, тяжело встать на позицию другого человека. Двухлетний может не понимать смысл фразы "А я хочу по-другому". Играем в эгоцентричных персонажей, чтоб ребенок осознал феномен. Потому что, хотя ребенок ЭМОЦИОНАЛЬНО не готов уйти из стадии эгоцентризма (и не надо!), ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО он может уже быть способен осознать это явление и даже что-то сделать по тому поводу. Примеры: "Эгоцентричная лягушка думала, что все любят болото. Она пригласила своего друга зайца, а он не хотел идти в трясину. Лягушка сначала очень удивилась, потом поняла, что проблема в эгоцентризме. Тогда они нашли место, где им обоим было хорошо - влажную траву". "Эгоцентричный слон думал, что все ходят на четырех ногах" "Эгоцентричная птица думала, что все могут летать". Очень наглядные примеры такого - одежда. Например, ребенок одет тепло, родитель - в майке, выходишь на балкон зимой: "Как ты думаешь, мне тепло или холодно?" Начинать, заметьте, лучше с физики, а не с эмоций, потому что понимание, что одна и та же вещь может разных людей расстроить или обрадовать - это сложно, неочевидно...

Ролевые игры "на тему". Меня очень вдохновляют на такие вещи мультфильмы-сериалы "Том и Джерри", "Багс и Даффи" и т.п. (те, которые для взрослых). Там обычно очень интересная психология, циклы... В "Леопольде" тоже. Берешь ситуацию, разыгрываешь несколько раз, анализируешь ( с ребенком, анализ в процессе игры путем ее изменения). Например, Койот ловит Бегунка, у него никак не получается (тут еще можно много физики показать), но он продолжает ловить - потому что ПОЧТИ получается... Если у ребенка проблемы, ему очень приятно поиграть в этого Бегунка, которого родитель - Койот ну никак не поймает.

Персонажи с характерами. Если много играешь, создаются персонажи, и их потом можно "вызывать к жизни" по мере надобности и в зависимости от их характеров и способностей. Например, у нас есть Кротик (основанный на мультфильме чешском), он хороший инженер и хорошо придумывает выходы из разных ситуаций и может "объяснить" (разыграть) непонятные ситуации, скажем, если кто-то неожиданно обиделся - почему? Его подруга Мышка хорошо разбирается в животных и их повадках и помогает Кротику, если он попадает в беду. Еще есть персонаж Одеялка. Я сижу под одеялом, меня не видно, рук-ног-глаз нет, зато мягко и тепло, голос тихий, расслабленный, если ребенок сверху сядет, его погладит что-то и обнимет (но не рука, а мягкое одеяло). Понятно, в каких ситуациях этот персонаж нужен...

Тут, кстати, еще одна наша психологическая игра пригодится - эксперимент. Строишь гипотезу: "Если я скажу вот так, люди отреагируют вот так, а если я скажу вот так..." Лучше сначала потренироваться на простеньких, ясных высказываниях и на ком-нибудь спокойном (например, игрушке!). Если я скажу: "Зайчик, ты красивый" - он обрадуется. Если я скажу: "Зайчик, ты плохой" - он... Потом проверяешь на людях. Мы ходили по улице и давали людям цветы. Гипотеза: когда знакомому даешь цветок, он радуется. Дочка, наш комитет по защите прав объектов исследования :-), не приняла проект эксперимента про цветки и незнакомых. Гипотеза была, что они удивятся. --------------------------------------------------------------------------------